История евангельских христиан

… Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
(Сир. 30. 22-27)

Протестантизм как самостоятельное направление христианства возникает в XVI в., когда в ходе развернувшегося в странах Западной Европы движения Реформации был отвергнут ряд вероучительных, культовых и организационных принципов католицизма. Современное евангельское христианство имеет истоки своего развития в идеях кальвинизма, анабаптизма и пиетизма.

Впервые евангельские христиане появились в XVIII веке в Англии и Новой Англии (северо-восточной части США). Считается, что первыми проповедниками этого движения стали уэльский методист Хауэлл Харрис и уэльский кальвинист Даниэль Роулэнд. В этом же веке в Массачусетсе проповедовал Джонатан Эдвардс, повлиявший на развитие американского пиетизма. В 1735 году в евангельское движение перешёл методист Джордж Уайтфилд, под влиянием которого в 1739 году в евангелики перешёл младший брат основателя методизма Джона Уэсли Чарльз Уэсли. Под их влиянием в английских колониях в Северной Америке произошло Великое пробуждение в сороковых годах XVIII века. Во время Великого пробуждения подчёркивалась чувство глубокого личного обращения и необходимость в спасении через Иисуса Христа. Подчёркивалось так называемое божественное излияние Святого Духа, необходимое для интенсивной любви к Богу.

В 1790 году в Северной Америке началось Второе Великое пробуждение, которое привело к увеличению численности методистских и евангелистических общин. В конце XIX века стало развиваться Движение святости, основанное на идеях Арминия и отошедшее от идей методизма. Джон Нельсон Дарби разработал идеи современного диспенсационализма, ставшего основой последующего богословского учения евангельских христиан. Диспенсационализм получил дальнейшее развитие в библейских толкованиях «Scofield Reference Bible» Сайруса Ингерсона Скоуфилда. Во второй половине XIX века известным проповедником диспенсационализма стал Чарльз Гаддон Сперджен. С 1850-х годов до 1920-х годов большое влияние на развитие движения евангельских христиан оказывала так называемая Принстонская богословская школа, представителями которой были Арчибальд Александер и Бенджамин Варфелд.

Зарождение евангельского движения XIX века в Российской империи связывается с деятельностью английского миссионера лорда Редстока, приглашённого генеральшей Е.И. Чертковой в Петербург в 1874 году. В результате его проповедей уверовали ряд высших аристократов Петербурга: церемониймейстер царского двора граф Модест Корф, отставной полковник гвардии граф Василий Пашков, министр путей сообщения граф Алексей Бобринский, великосветские дамы княгини Вера Гагарина и Наталья Ливен, генеральша Елизавета Черткова.

Лидером общины стал Василий Александрович Пашков. В 1878 году появились общины С.В. Васильева и графини Е.И. Шуваловой в Москве, затем миссионерская деятельность охватила Московскую, Тверскую, Тульскую, Нижегородскую, Псковскую и другие центральные губернии России.

1 апреля 1884 года по инициативе Пашкова был созван I объединительный съезд евангельских христиан, куда были приглашены и прибыли также представители баптистов, штундизма, братских меннонитов и молокан-захаровцев (всего около 100 участников).

Евангельские и баптистские общины были юридически признаны государством в 1879 году «Маковским циркуляром», что позволило верующим узаконить церковные браки, рождение детей и наследование.
Духовные устремления и финансовые возможности членов движения способствовали тому, что с самого начала они стали уделять серьёзное внимание просветительской и благотворительной работе: оказанию помощи заключённым, созданию рабочих мест для нуждающихся женщин, открытию дешёвых столовых для студентов и рабочих, в Петербурге появился детский дом для всех вероисповеданий. Стал издаваться журнал «Русский рабочий». Было официально учреждено «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», за период 1876—1884 годов издавшее 200 наименований литературы, включая творения отцов Древней Церкви (которые распространялись бесплатно или по низкой цене). В 1882 году на средства Пашкова Британское библейское общество напечатало несколько тысяч экземпляров русской Синодальной Библии.

В 1909 году в России в Санкт-Петербурге был проведён Первый съезд евангельских христиан, а в 1911 году — Второй, на котором был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) председателем которого стал Иван Проханов. На том же съезде было принято составленное Прохановым Вероучение евангельских христиан.

В годы Первой мировой войны возобновились преследования евангельских христиан со стороны государственной власти, которые прекратились с победой Февральской революции 1917 года. Руководством ВСЕХ был взят курс на общественно-политическую активность, в частности, учреждена христианско-демократическая партия «Воскресение».

Важным направлением деятельности ВСЕХ стала организация сельскохозяйственных коммун, некоторые из которых продолжали своё существование до конца 1920-х годов. Велись переговоры с органами советской власти об основании евангельскими христианами крупного поселения в азиатской части страны, которое планировалось назвать городом Евангельском.

Тем не менее, уже в 1928 году общественная активность союза была под давлением властей практически полностью свёрнута, а его руководитель Иван Проханов был вынужден эмигрировать.

В период 1930-х годов и до начала Второй мировой войны евангельские христиане подвергались репрессиям, многие члены ВСЕХ были осуждены к различным срокам лишения свободы, вследствие чего данный орган функционировал нерегулярно, хотя и не был распущен.

Санкт-Петербургская местная религиозная организация «Евангельская христианская церковь «Осанна» создана на Учредительном собрании «29» ноября 1998 года гражданами Российской Федерации в установленном законом порядке на основании их добровольного волеизъявления и в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.

В соответствии с п. 8 Статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» доводится до сведения всех заинтересованных лиц, что в настоящее время на данной интернет-странице ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Санкт-Петербургской местной религиозной организации «Евангельская христианская церковь «Осанна». ОГРН 1037858020408, ИНН 7811077342

КОНТАКТЫ

190020, город Санкт-Петербург, наб Обводного Канала, д. 134_136_138 литера БР, пом. 10н офис 403б